Е. А. Прокофьева,
кандидат филологических наук, доцент

Начало русской драматургии


Первые драматургические опыты русской культуры относятся к третьей четверти XVII века. При дворе царя Алексея Михайловича (1629–76) появляется театр со специально обученными актерами-исполнителями. Монаршими указами от 10 мая и от 4 июня 1672 года определяются помещение, «где быть комедии», тема будущего спектакля – «из Библии книгу Есфирь», постановщик – магистр богословия, пастор московской лютеранской церкви Иоганн-Готфрид Грегори (1631–75). Он, много путешествовавший по Европе, хорошо знавший ее театральную культуру, стал автором, режиссером, педагогом, официально заведовал всем русским «драматическим хозяйством». Идейным вдохновителем и куратором «проекта» сделался окольничий Артамон Матвеев (1625–82). К делу привлекли иностранцев, живущие в Немецкой слободе. Среди них – Юрия Гивнера (?–1691) в разных источниках называемого Яган Гибнер и Георг Хюбнер), после смерти И.Г. Грегори занявшего место «художественного руководителя» придворного театра.

Создателем первой пьесы «Артаксерксова действа» традиционно считается И.Г. Грегори, хотя достоверных фактов, указывающих на авторство, нет. Сюжет ее основан на ветхозаветном предании о Есфири – спасительнице иудейского народа. Тематика пьесы связана с оспариванием полноты монаршей власти своекорыстным министром-временщиком. В политической обстановке Московского царства XVII века это напоминало взаимоотношения монарха с родовитым боярством, защищающим феодальные привилегии, и с церковью, глава которой патриарх Никон (1605–81) претендовал на равенство со светским государем. Кроме того, ветхозаветная героиня Есфирь была второй женой царя Артаксеркса и имела на августейшего мужа благотворное влияние. Также и Наталья Кирилловна Нарышкина (1651–94), воспитывавшаяся в доме окольничего Матвеева, – вторая жена царя Алексея Михайловича.

При желании можно найти целый ряд биографических аналогий между двумя царицами и их родственниками. Драматургический Мардохей, дядя Есфири, мудрый советник Артаксеркса, напоминает Артамона Сергеевича Матвеева – зачинателя русского «театрального дела». Интриган Аман похож на царского любимца Богдана Хитрово (1616–80), принадлежащего к партии, враждебной Нарышкиным. От библейского первоисточника сохранилась только идея о провиденциалистическом наказании «гордых» и награждении «смиренных».

17 октября 1672 года в селе Преображенском (царская резиденция) в сооруженной к этому дню «комедийной хоромине» состоялось представление «Артаксерксова действа». После того Алексею Михайловичу был подарен роскошно оформленный список пьесы – первого русского драматургического сочинения, с появлением которого можно говорить о существовании в русской литературе драматического рода.

Please publish modules in offcanvas position.

Наш сайт валидный CSS . Наш сайт валидный XHTML 1.0 Transitional