Н. А. Солонина

Народная артистка СССР И. М. Чурикова в сценических и кинемато-графических воплощениях классики


Инна Михайловна Чурикова – актриса, чей масштаб не сводится к одной единственной сценической теме, однако, широкую популярность ей принесли именно киноработы в экранизации русской классики. Сама актриса утверждает, что ей более импонирует классика. Возможно, пиетет и тяготение к классическому драматургическому материалу обусловлено эстетическими традициями Малого театра, ведь И. Чурикова – выпускница именно Щепкинского театрального училища.

Созданные Инной Чуриковой образы Епанчиной из сериала по роману«Идиот» Ф. Достоевского (реж. В. Бортко) и Кручининой из х/ф «Без вины виноватые» Г. Панфилова по пьесе А. Островского свидетельствуют о глубоком понимании актрисой материала и об ее уважении к замыслу классика. И Епанчина, и Кручинина традиционны с точки зрения прочтения образа, однако, в значительной мере дополнены, уточнены, проработаны еще тщательней, нежели у предшественниц И. Чуриковой.

Театральной публике знакомы образы из мировой классической драматургии, воплощенные Инной Чуриковой на сцене. На театральных подмостках Инна Михайловна дважды сыграла в шекспировском «Гамлете»: вначале Офелию (постановка А. Тарковского втеатре «Ленком», 1977 г.), затем Гертруду (спектакль Г. Панфилова в том же театре, 1986 г.); каждый раз актрисе удавалось взглянуть на пьесу под несколько иным углом, найти новые нюансы. Дважды актриса воплощала на сцене чеховские образы: Сарра из «Иванова» (постановка М. Захарова, театр «Ленком», 1976 г.) поражает своей трагедийностью и жертвенностью, а Аркадина из «Чайки» (постановка М. Захарова там же, 1994 г.) прячет свою истинную драматическую сущность за напускной легкостью. Не раз признававшаяся в своей страсти к Ф. Достоевскому, И. Чурикова в театре, к сожалению, сыграла лишь один образ, созданный любимым писателем, – Антониду Васильевну в спектакле «Варвар и еретик», бабульку из романа «Игрок», которая в «прочтении» актрисы обладает такой силой духа, мощью, властностью, что даже в своем немощном состоянии покоряет всех своей воле. Одной из последних театральных работ на основе классического материала стала для И. Чуриковой роль Свахи в гоголевской «Женитьбе», яркая и масочная, вы-бивающаяся из всего списка «классических» работ И. Чуриковой, но оттого не менее органичная и правдивая. Каждая из этих ролей в палитре актрисы – особенная, неповторимая. Для Инны Чуриковой большое значение имеет литературный источник. Актриса тщательно изучает текст, пытается «разгадать» автора, приблизиться к нему, понять замысел. Она ловко цепляется за малейшую деталь и, заложив за основу роли, раскручивает ее до художественного образа. «Странность» амплуа – отличительная черта И. Чуриковой. В любом классическом образе актриса открывает как лирические, трагедийные черты, так и характерные. Для нее не существует ролей нехарактерных.

Таким образом, трактовка И. Чуриковой образов классической литературы в театре и в кинематографе всегда интересна за счет гармонии авторского замысла и находок, сочетания острохарактерных черт и глубины переживаний с фирменным «чуриковским» лиризмом, ранимостью души и ее открытостью перед миром.

Please publish modules in offcanvas position.

Наш сайт валидный CSS . Наш сайт валидный XHTML 1.0 Transitional