А. В. Тарарак,
кандидат филологических наук, доцент

Толстовский Наполеон в оценке Г. Брандеса


Выдающийся датский критик Г. Брандес является автором множества исследований. Когда в России был осуществлен перевод его собрания сочинений, оно включало сначала 12, а потом и 20 тт. Одно из замечательных его сочинений – «Русские впечатления», которое было создано по результатам поездки по России в 1887 г. В нем зафиксированы данные о географии, истории, а также впечатления о русской литературе и культуре.

Интересными и оригинальными представляются размышления Г. Брандеса о русской классике. Одна из главок его «впечатлений» посвящена творчеству Л. Толстого и его «Войне и миру». Особенно впечатляющими в романе он считал образы Кутузова и Наполеона. «Из все изображений Наполеона, – пишет Г. Брандес, весьма различных по духу, есть лишь два, в которых портрет императора представляется правдивым, написанным с художественной силой. Одно принадлежит перу Альфреда де Виньи, который передает беседу Наполеона с папой в ”Неволе и величии солдата”; другой – сцена в ”Войне и мире”, где Наполеон удостоил аудиенции русского посланника Балашева. Автор пишет так, словно он сам невидимо присутствовал при этой встрече». Особенно поражает критика деталь «белая пухлая шея»), к которой прибегает писатель и в которой выражается вся суть характера императора, «весь выскочка».

Еще одна сцена романа привлекает внимание Г. Брандеса потому, что в ней изображены перемены во внутреннем мире персонажа на пороге смерти. «Характерная толстовская сцена: князь Андрей, раненый, глядит в небо. Около него останавливается Наполеон со своей свитой, и князь, обессиленный от раны, ловит себя на том, что если раньше он бесконечно восхищался Наполеоном, то теперь находит его маленьким и ничтожным в сравнении с тем, что происходит в его душе при виде бескрайнего неба».

Критик полагает, что своеобразие образа Наполеона у Л. Толстого лучше и вернее всего выявляется при сопоставлении его с образом Кутузова, который изображен с пристрастием, «по контрасту с Наполеоном»: «В характере Наполеона подчеркивается жестокость и высокомерие, которые и привели его к гибели…». Но Г. Брандес обращает внимание на то, что Л. Толстой не заметил «его гениальности». Напротив, в Кутузове прославляются даже те качества его личности, которые не делают чести военачальнику, его «бездеятельность и вялость». Л. Толстой наделил его этими свойствами потому, что видел в них невмешательство в ход самой истории. Такая концепция образов, полагал Г. Брандес, связана с мировоззрением писателя: «Без нервозности Достоевского, его взвинченности, Толстой достиг того же неприятия чести, неприятия преклонения перед человеческим опытом и политическим и научным величием».

Образ Наполеона у Толстого вызывал немало противоречивых откликов современников писателя. Г. Брандес близко подошел к истолкованию замысла писателя, рассматривая его в контексте взглядов на историю, человека и природу.

Please publish modules in offcanvas position.

Наш сайт валидный CSS . Наш сайт валидный XHTML 1.0 Transitional