А.Б. Гурина
Пьеса «Кабала святош» М.А. Булгакова
в оценке критики 1930-х годов
Пьеса «Кабала святош» («Мольер») была впервые опубликована уже после смерти автора, в 1962 году. События, связанные с постановкой пьесы, трагически отразились на жизни Булгакова.
Он написал пьесу в конце 1929 года. 19 января 1930 года читал «Кабалу святош» во МХАТе, и она была принята к постановке. Однако вскоре Главрепертком запрещает ее, что стало одной из причин обращения Булгакова к Сталину с просьбой определить его дальнейшую судьбу – человеческую и писательскую. Пьеса к постановке была вновь разрешена, однако претерпела ряд существенных изменений. Название изменили на «Мольер», а также разрешили ставить только в театрах Москвы и Ленинграда. В Ленинграде показ спектакля был практически сорван критическими рецензиями известного драматурга В.В. Вишневского. Ситуация в Москве затянулась еще на четыре года репетиций и усложнилась конфликтом Булгакова с В.И. Немировичем-Данченко и К.С. Станиславским, взявшимися за постановку «Мольера».
Дальнейшее направление критических отзывов о пьесе во многом предопределила записка П.М. Керженцева (Лебедева) «О “Мольере” Булгакова (в филиале МХАТа)», направленная им в политбюро ЦК ВКП(б), в которой он рассуждал о недостаточном раскрытии автором образа Мольера как гениального драматурга: «Он хочет вызвать у зрителя аналогию между положением писателя при диктатуре пролетариата и при “бессудной тирании” Людовика XIV». От председателя комитета по делам искусств поступило предложение убедить филиал МХАТа в ошибочности спектакля, «уводящего их с линии социалистического реализма», и тем самым добиться снятия «Мольера».
Предложение было одобрено Сталиным, и уже в начале 1936 года посыпались обезоруживающие статьи председателя Главреперткома О. Литовского, известных писателей Вс. Иванова, А. Афиногенова, Ю. Олеши и др. 9 марта в «Правде» при непосредственном влиянии Керженцева публикуется новая обличающая статья. 17 марта в «Советском искусстве» печатают колкие слова М.М. Яншина, одного из наиболее близких Булгакову актеров МХАТа, в адрес «Кабалы святош». Критика обвиняла Булгакова во второсортности пьесы, в «отсутствии в фигуре Мольера профессиональных черт писателя», по сути в расхождении образа великого драматурга с его исторической личностью. Между тем по утверждению Булгакова, он и не стремился воссоздать образ Мольера таким, каким он известен всему миру. После семи выступлений, сопровождавшихся полным аншлагом, МХАТ был вынужден снять спектакль.