Старецкий Т.В.

Сатира на народные нравы в прозе В.И. Даля

 

Владимир Даль, будучи занятым на государственной службе большую часть своей жизни, много путешествовал по России. Многие явления российского быта не оставляли его равнодушным. Как знаток русской лексики, этнографии, фольклора и русского мировоззрения в целом, автор отразил в своём литературном творчестве народное и собственное отношение к «питьевой культуре» России.

Один из самых значительных пороков, ошибочно приписываемый русской народной традиции – пьянство, – берущий своё идеологическое начало в «Повести временных лет», осуждался и осмеивался в русском фольклоре и литературе с момента своего появления. Данная тема в истории русской письменности и словесности, начинается со времён, когда власть силой закона загоняла людей в кабаки, запрещая домашнее производство вина. В такой обстановке «изнанка» действительности в виде словесной сатиры перестаёт восприниматься как смех над чужими слабостями, превращаясь в смех сквозь слёзы (фольклорные произведения XVII века «Служба кабаку», «Повесть о бражнике»). Кроме того, целый ряд русских пословиц и поговорок свидетельствует об осознанности народом ущербности пьянства.

Судя по выводам, которые делает В. Даль в своём творчестве, опираясь на фольклор и на собственные наблюдения, становится очевидным то, что возлияния в России в XIX веке всё так же не приветствовались и, более того, осуждались народом, хотя и не запрещались властью.

Творчество В. И. Даля, начиная с авторских сказок («Сила Калиныч» 1829, «Про Ивана-сержанта» 1832, «Емеля-дурачок» 1836) и заканчивая повестями и рассказами («Кому жить веселее, пьяному, аль трезвому» 1841, «Похождения Виольдамура и Аршета» 1844, «Павел Алексеевич Игривый» 1847), отражает однозначное авторское мнение об этой человеческой слабости. Как бы заглядывая в сегодняшний день, В. Даль поводит итог событий, сожалея о целых поколениях молодых людей, не осознающих всей целостности пагубного увлечения. В. Даль обобщает это явление, указывая на всех нас, но, не сосредотачиваясь на своих героях.

Автор осмеивает пьянство посредством широкого круга изобразительных средств (фольклорная аллегория, сатирическое иносказание, трагический и философский пафос).

Художественная передача авторского замысла представлена в виде целостного изображения явления: от забавляющих деталей, так называемой питьевой культуры, до воплощения в герое символа безволия и его умерщвления.

Please publish modules in offcanvas position.

Наш сайт валидный CSS . Наш сайт валидный XHTML 1.0 Transitional