Е.Е. Жигалова

Принцип трансформации в музыкальном театре XXI века

( на примере постановки оперы «Бестиарий» Александра Щетинского)

В современном музыкальном театре все более утверждается тенденция главенства режиссера-постановщика над композитором-творцом произведения. В связи с этим возникает проблема восприятия оперного спектакля. Зритель подчас с трудом может разобраться, чему же отдать первенство: музыке или постановке, дополняют или противоречат друг другу эти компоненты. Музыкальные критики в настоящий момент активно обсуждают проблему современных постановок классического оперного наследия, полагая, что музыкальный строй таких опер трудно поддается сценической модернизации. Другим образом обстоит дело с сочинениями современных композиторов. Здесь тенденция модернизации оперы наоборот приобретает положительный оттенок.

Яркий пример постановка молодого харьковского режиссера Армена Калояна новой оперы композитора Александра Щетинского «Бестиарий». Либретто оперы «Бестиарий» написано по мотивам литературных произведений разных стилевых эпох и направлений. Это новелла Франца Кафки «Превращение», пьеса-сказка Карло Гоцци «Король Олень» и сказка Ганса Христиана Андерсена «Дочь болотного царя». Что касается музыкальной стороны, то здесь принимают участие лишь четыре солиста, постоянно и непрерывно перевоплощающиеся в новых персонажей. Идея метаморфозы коснулась и оркестра, который в опере представлен ансамблем солистов. Исходя из этого, основным фактором развивающим действие режиссер выбирает принцип трансформации.

 Прием модификации играет решающую роль в сценографии оперы. Оркестровая яма и зрительный зал начинают выполнять функцию сцены, декорации спектакля и костюмы певцов с легкостью трансформируются согласно показываемому сюжету. Избранные художественно-эстетические установки расширяют сценические амплуа солистов: они не только поют, но и сопровождают свое вокальное высказывание пластическими движениями. Заметим, попутно, что энергии движения подчиняются все компоненты музыкально-театрального действа, вплоть до включения рабочих сцены в общую атмосферу спектакля: и как зрителей, наблюдающих за происходящим, и в качестве помощников в оформлении сценического пространства. Таким образом, мы видим, что все инновации режиссера подчеркивают, выводят на первый план идеи, уже заложенные самим композитором в свое сочинение. В данном случае режиссер выступает как интерпретатор замысла композитора, не нарушая при этом законов оперного жанра.

Please publish modules in offcanvas position.

Наш сайт валидный CSS . Наш сайт валидный XHTML 1.0 Transitional