Лев Лившиц. In Memoriam

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная МАТЕРИАЛЫ АННОТАЦИИ ДОКЛАДОВ 1997 - Вторые чтения - Страница 3
E-mail Печать PDF
Индекс материала
1997 - Вторые чтения
Стр. 2
Стр. 3
Стр. 4
Стр. 5
Все страницы

 

Е. В. Ещенко

Пушкин и драма М. П. Погодина «Марфа Посадница»

Драма М. П. Погодина «Марфа Посадница» привлекла к себе особое внимание Пушкина. Именно в связи с ней и на ее материале им был сформулирован ряд фундаментальных положений, отразивших его отношение к специфике и возможностям драматургии как литературного рода. Среди них особенно существенны: понятие о правдоподобии в драме и о ее народности («важная разница между трагедией народной, Шекспировой, и драмой придворной, Расиновой»), о «выгодах и невыгодах той и другой трагедии». Расин велик по-своему, а Шекспир по-своему.

В докладе предпринята попытка показать, чем заинтересовала Пушкина пьеса Погодина, почему, несмотря на ее относительную художественную слабость, он увидел в ней «опыт народной трагедии».

 

Н. Н. Заико

Спор о «Полтаве»

«”Полтава” не имела успеха», – с горечью и обидой писал Пушкин. По словам Белинского, «ее бранили с ожесточением, без всякого уважения к лицу великого поэта». Начало положил Булгарин статьей в «Сыне отечества», за ним последовал Надеждин в «Вестнике Европы». В защиту поэму выступили Максимович и Киреевский. Не мог остаться в стороне от развернувшейся полемики и сам Пушкин. Спор шел главным образом о достоверности воссоздания в «Полтаве» исторического прошлого, характеров ее героев и прежде всего Мазепы.

Сегодня, когда личность и деятельность Мазепы подвергается пересмотру и переоценке, уроки этого спора представляют особый интерес для наших современников.

 

И. П. Зайцева

кандидат филологических наук, доцент

Ремарка в современной драматургии: структура и функции

В докладе рассматриваются особенности ремарочного пласта в пьесах современных авторов: Э. Радзинского, Е. Поповой, Л. Петрушевской, Н. Садур и др. Анализ ремарок, являющихся в тексте пьесы практически единственным способом воплощения авторского начала, демонстрирует неоднозначное отношение драматургов разных эпох названному словесному пласту драматургического произведения. Так, в частности, рассмотрение специфики отбора и организации словесного материала в ремарках показывает, что в современной драматургии ремарочная сфера занимает более значительное место, чем, например, в драматургии XIX века. Основное внимание в докладе уделено значительно расширившимся функциям ремарки в пьесах последних двух десятилетий, что находится в русле тенденции, наметившейся в драматургии начала ХХ века.

 

Л. П. Квашнина

кандидат филологических наук

«Поэзия жизни действительной» в литературно-критических работах И. В. Киреевского

Позицию Киреевского-критика лучше всего характеризует понятие, которое он одним из первых ввел в русскую философско-эстетическую мысль, характеризуя поэзию Пушкина, – объективность. Она выражается в стремлении обозреть предмет с разных позиций, в противоречивом многообразии узреть смысл и порядок. Киреевский улавливает новые тенденции современного литературного развития, не укладывающиеся в традиционную систематику литературных направлений («то, что напрасно называют классицизмом»). Знаменитая фраза Гегеля «искусство отошло в прошлое» у Киреевского получает вполне диалектическое продолжение: «час для поэта Жизни наступил», где «поэзия жизни» – это выход из замкнутой сферы духа. Здесь содержится источник высшего взлета поэтического искусства, поскольку все идеальное получает «пластическую определенность и симметрию», а «все случайности ... принимают характер значительности поэтической», так что «в атмосферу музыкальную и мечтательно-приторную» мы переносимся, «не отрываясь от гладкого вощеного паркета».

 

О. К. Крамарь

кандидат филологических наук, доцент

«Чужой текст» в литературно-критической статье

«Чужой текст», его структурная и содержательная роль в произведении стали в последнее время объектом пристального внимания теоретиков и историков литературы. Однако практически не исследовался вопрос о «чужом тексте» в произведении литературно-критическом. Между тем, основные функции критического текста – и приобщение читателю к содержанию рассматриваемого произведения, и объяснение его содержания и смысла, и наконец, выражение отношения критика к критикуемому автору и его сочинению, – практически все эти задачи в существенной мере решаются благодаря введению в статью «чужого текста». Это, во-первых, цитаты из произведения, во-вторых, пересказ его элементов, в-третьих, патетический или иронический парафраз, стилизация, это, наконец, эпиграфы.

Возможности и способы функционирования «чужого текста» в критической статье в докладе рассматриваются на анализе статьи А. С. Пушкина «Торжество дружбы, или Оправданный Александр Анфимович Орлов».