Лев Лившиц. In Memoriam

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная МАТЕРИАЛЫ АННОТАЦИИ ДОКЛАДОВ 1997 - Вторые чтения - Страница 2
E-mail Печать PDF
Индекс материала
1997 - Вторые чтения
Стр. 2
Стр. 3
Стр. 4
Стр. 5
Все страницы

А. М. Воронов

Чеховские пьесы в российском театре ХХ столетия: от драмы и трагикомедии к водевилю и фарсу

Одной из самых парадоксальных проблем, связанных со сценическим воплощением драматургии А. П. Чехова, была и остается загадка жанра. Созданные на сломе эпох, чеховские пьесы уже с первых постановок обнаруживают возможность многовариантного жанрового прочтения. В своем постижении драматургии Чехова театр за минувшее столетие проделал сложный путь – от «лирической драмы» (40-е – 50-е гг.) и трагикомедии (60-е – 70-е гг.) до комедии, безраздельно властвующей сегодня в самых разнообразных вариантах: от легкого водевиля и «черной комедии» до «клоунского» фарса и «постмодернистского» абсурда. Подобная жанровая эволюция основана не только на том, что меняется отношение театров к Чехову и его героям – она также является своеобразным индикатором культурного контекста эпохи.

 

Е. В. Глущенко

Критика профессиональная и писательская

Определение различий профессиональной и писательской форм критики является, на наш взгляд, одним из актуальных теоретических вопросов.

В докладе рассматриваются направления, по которым возможны сопоставления этих двух типов критического сознания:

  • принцип отбора анализируемых литературных фактов;

  • функциональное значение и положение анализируемого литературного факта в контексте критической статьи;

  • специфика критерия оценок в писательской и профессиональной критике;

  • характер нормативности писательской и профессиональной критики;

  • адресат критической статьи, читательская аудитория, на которую ориентируется критик-профессионал и критик-писатель;

  • характер изложения, принципы подачи критического материала.

Одним из кардинальных моментов в разграничении профессиональной и писательской критики может служить строго осознанная направленность профессиональной критики на проблемы теории критики (как имманентная ее черта) и отсутствие таковой (как постоянного и обязательного ее качества) в критике писательской.

 

О. М. Гречишкина

Ранний этап формирования концепции историзма в драме

Формирование принципов отображения истории в драме имеет большую историю, продолжается оно и сегодня. В отзывах об исторических рамах Сумарокова и Озерова звучит неудовлетворенность творческими принципами авторов. Концептуальная позиция писателей пушкинского круга (Дельвиг, Вяземский) складывается в острой полемике с Булгариным, Погодиным, Полевым, Надеждиным. Творческий опыт Пушкина («Борис Годунов») позволил сформулировать новые требования, которые не утратили своего значения и в наши дни.

Требование верно отразить характер исторического лица подразумевало необходимость основываться на фактах, используя домысел для достижения исторической достоверности. При создании образа исторического лица – не ограничиваться внешними реалиями, а воссоздавать характер, способ мышления, поведение героев. Отдельные суждения о конкретных образах и ситуациях произведений на исторические темы отражают разные грани концепции.

 

С. К. Дегтярьова

Народний театр” Р. Роллана. Функції і мета драматичного мистецтва

«Народний театр» Р. Роллана – це книга, у якій аналізується історія театру, розкриваються можливості використання традицій театру минулого у сучасних умовах, трактуються вимоги, які мають бути пред’явленими новому театру. Письменник відображує художні ідеї цілого покоління, народний театр постає як мистецтво мужнє и могутнє, яке здатне виразити життя і підготувати відродження нації.

На думку автора, театр має задовольнити три умови, для того, щоб дійсно бути народним: по-перше, він повинен давати відпочинок, по-друге, театр мусить служити джерелом енергії, по-третє, театр повинен просвіщати розум. Р. Роллан ставить вимоги, які мають здійснюватись у драматичному таїнстві, серед них: вимога “різноманітності вражень”, вимога “справжнього реалізму”, вимога “комерційної порядності”.

Р. Роллан пропонує створити Театр для Народу, виплеканого Народом, створити Нове мистецтво для нового суспільства.

 

И. Ю. Еремина

Натурализм и сценическое творчество 1870 – 1890-х годов

Обращение к натурализму в искусству в 1870 – 1890-е годы. Литература и театр как поле приложения натуралистических идей и модель, отражающая характер становления метода в искусстве. Осмысление критериев оценки сценического творчества в соответствии с требованиями натурализма. Диалектика представлений о «натуре», о природе, о том, каково же подлинное содержание реальной человеческой жизни. Формирование особой методологии актерского творчества. Качественные отличия системы художественного образа у актеров разных поколений (1870-х, 1880-х, 1890-х годов). Натурализм как эстетическая система и художественная среда, способствующая возникновению и становлению режиссуры.